Боновые заграждения (БЗ) – это средства с повышенными показателями плавучести ключевое предназначение которых заключается в создании качественного барьера, локализующего нефтяной разлив на водной поверхности различных акваторий.

В условиях современности БЗ серии БН успешно используются в реализации мероприятий, направленных на локализацию и направление нефтяных пятен к месту их сбора, а также пунктам временного сдерживания или постоянного ограждения портов, стоячих судов и пр., имеющих повышенные риски утечки.

Конструкционные особенности

Конструкция бонов серии БН проработана в мельчайших деталях, которую условно можно разделить на 2 части:

Верхняя надводная часть – представлена поплавковым элементом преимущественно цилиндрической формы, наполненным деталями постоянной плавучести, что обеспечивает стойкость конструкции к внешним воздействиям (суровые погодные условия);

Нижняя подводная часть – изготавливается в виде балласта, обеспечивающего стабильно вертикальное положение.

Отдельно стоит отметить, что каждая секция оснащена нижними и верхними силовыми элементами, что придает конструкции стойкость к продольным нагрузкам.

В целях формирования нефтестойкости бонов серии БН, все силовые элементы заключены в прочную оболочку, изготовление которой реализуется с использованием современной ПВХ-ткани.

Для максимального удобства эксплуатации, боны изготавливаются секциями различной длины (преимущественно 10 м), на краях каждой из которых имеются ASTM замки соединительного типа. С помощью замкового соединения секции герметично соединяются в единую цепь и позволяют реализовать включение в эксплуатацию бонов прочих типов.

Наиболее эффективные способы применения заградительных бонов

Благодаря отличным эксплуатационным характеристикам и вариативности применения, заградительные боны серии БН могут использоваться различными способами. В их числе:

Размещение на реках с целью создания барьера, сдерживающего перемещение нефтепродуктов с естественным водным потоком, способным направить их в нужное место.

Установка в акваториях со спокойной водой (озеро, море и пр.), в целях локализации аварийного разлива.

Ограждение объектов, несущих потенциальную угрозу аварийного разлива нефтепродуктов (танкеры, суда), позволяющее оперативно среагировать на аварийные разливы и предотвратить загрязнение акватории, а также линии берега.

Окольцовка нефтяного пятна для его безопасной транспортировки с привлечением плавучих средств к месту их ликвидации.

3 ключевые вида установки бонов БН на реках

От того насколько грамотно определен способ установки боновых заграждений во многом зависит эффективность изделий. При проведении работ на русле реки используется один из 3 наиболее эффективных видов постановки.

Рассмотрим каждый из них более детально.

  1. Частичное перекрытие
  2. Используется преимущественно при работе на крупных реках, когда нефтяное пятно стабильно перемещается по предсказуемой (по течению). В такой ситуации загрязнение смещается к одному из берегов.

  3. Метод «каскад»
  4. Отлично подходит для реализации работ на широких реках с сильным течением, что провоцирует сильные нагрузки на ряд БЗ, а использование береговых конструкций не представляется возможным.

    В такой ситуации принимается решение о необходимости перекрытия русла сразу несколькими рядами БЗ длинной до 80 м, продольно перемещенных между берегами (с перекрытием ранее размещенного ряда).

  5. Полное перекрытие русла

Подходит исключительно для небольших рек с оптимально низкой скоростью течения, что исключает чрезмерные нагрузки на боны и подныривания нефтяного пятна под них.

Важно, что в процессе применения этого вида требуется организация качественной защиты береговой полосы, реализовать которую можно с использованием любых видов конструкций, оснащенных соединительными замками ASTM.

Принципы размещения нефтесборного оборудования

Место размещения нефтесборщиков определяется определенными особенностями имеющейся ситуации, в частности, типом применяемого оборудования и характеристиками нефтепродуктов.

На сегодняшний день применяются следующие принципы размещения нефтесборщиков:

  1. Перед бонами, в ситуации, когда основной и берегозащитный ряд заграждений сомкнуты. При этом допускается применение нефтесборщиков и скиммеров (пороговых, олеофильных или вакуумных).
  2. Между основным и берегозащитным рядом, что позволяет реализовать фактическую корректировку направления движения нефтяного пятна непосредственно в приемник устройства. Важно, что в такой ситуации следует использовать исключительно те устройства, которые оборудованы замками ATSM.

На что обратить внимание при выборе места размещения бонов на реках?

Традиционно, монтаж бонов относительно места аварии реализуется ниже по течению. Расстояние от эпицентра аварии рассчитывается индивидуально, с учетом таких параметров, как:

  • скорость течения;
  • количество времени, необходимое для прибытия работников и техники;
  • время, требуемое для приведения оборудования в рабочее состояние;
  • особенности рельефа.

Кроме того, определяя территории проведения операции важно обеспечить свободный (на сколько это возможно) доступ персонала, спецтехники и резервуаров для временного хранения ликвидированных веществ.

Максимально подходящее место для размещения заграждений должно отвечать 3 критериям:

  1. Оптимальная близость размещения оборудования.
  2. Минимальная скорость течения.
  3. Максимальная глубина.

Краткий обзор вспомогательного оборудования

В целях повышения качества процесса установки заграждений необходимо использовать вспомогательное оборудование.

Стоит отметить, что вспомогательное оборудование является не только помощью для рабочей группы, но также и неотъемлемым компонентом процесса, позволяющим реализовать максимально правильное размещение и надежно закрепить боны. Все это значительно снижает риски нежелательного прогиба и повреждения конструкции.

Рассмотрим наиболее востребованное и доступное оборудование более детально.

Якорные системы

Под якорными системами следует понимать скомплектованные наборы, ключевое предназначение которых заключается в надежной фиксации боновых заграждений (с помощью якоря, канатов/тросов и лебедок).

Точная комплектация определяется производителем и типом предложенной системы.

Якорь донный

Якорь донного типа применяется в целях формирования точки фиксации БЗ ко дну выбранного участка акватории.

Использование возможностей размещения этого якоря позволяет выполнить некую разметку водной территории, благодаря креплению буя при помощи каната. С его же помощью реализуется и извлечения донного якоря по завершении проводимых работ.

Якорь береговой шнековый

Шнековый береговой якорь используется в целях создания точки фиксации на береговых территориях при отсутствии подходящих для этого природных вариантов по типу крупных деревьев, валунов и пр.

Якорь береговой для растяжек

Береговой якорь для растяжек обеспечивает возможность создания точечных мест их фиксации вдоль береговой линии акватории, а также создания дополнительных опор.

Использование этого типа вспомогательного оборудования особенно актуально, когда длина секционной боновой цепи имеет внушительные размеры, а скорость течения воды выше среднего.

Береговые растяжки

Под растяжками следует понимать ничто иное, как прочные канаты, которые позволяющие реализовать выравнивание дуги БЗ, искривление которой провоцируется быстрым течением.

Лебедки

Механические, электрические и пр. виды лебедок применяются в целях регулировки степени натяжения БЗ. Их установка реализуется на территории берега с дополнительным креплением на твердое основание.

Траловые устройства

Совокупность соединительных замков ASTM, оптимально гибкого каната/троса и карабина. Такого рода устройство позволяет создать точку крепления на одном из краев цепи БЗ, позволяющую свободно буксировать конструкцию с применением плавучих транспортных средств.

Таким образом, в современных условиях можно реализовать качественное устранение нефтяных аварийных разливов с применением БЗ серии БН на реках при условии соблюдения всех рекомендаций, учета особенностей выбора места установки конструкций и, конечно, задействования достаточного количества специалистов и оборудования.

Возврат к списку