Алгоритм действий при ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
Вне зависимости от масштаба производства и уровня организованной безопасности разлив нефтепродуктов может случиться достаточно непредвиденно. Наибольшая проблема чрезвычайной ситуации (ЧС) такого рода заключается в ее неожиданности.
Чтобы минимизировать риски серьезных последствий важно уметь оперативно действовать в условиях ЧС. Для этого стоит прежде всего заранее подготовиться с общепринятой последовательностью действий при возникновении аварийных разливов нефти и нефтепродуктов различного типа.
Шаг 1. Изучение последовательности действий, направленных на предупреждение и ликвидацию ЧС по аварийному разливу нефти
Предприятия, ведущие деятельность в условиях риска возникновения ЧС рассматриваемого типа, должны иметь утвержденный план по предупреждению и ликвидации нефтяных разливов, который формируется в рамках действующего законодательства РФ.
В содержании плана должна быть указан информация об ответственных за принятие решений в условиях возникновения ЧС лицах. Кроме всего прочего, план должен иметь максимальную информативность и содержать перечень основных правил, среди которых:
- Приближение к аварийному разливу допустимо исключительно с наветренной стороны.
- В целях повышения пожаробезопасности с территории разлива необходимо оперативно удалить источники возгорания.
- В целях повышения общей безопасности необходимо отключить все источники электропитания до того момента, пока официально ответственное за это лицо не вернет их в эксплуатацию.
- Обеспечить локализацию территории и допускать к ней лишь участников процедуры ликвидации последствий ЧС.
- Не приближаться к веществам, пока они не будут идентифицированы.
Шаг 2. Проведение инструктажа
Перед началом реализации работ по локализации и устранения последствий ЧС важно провести инструктаж, который поможет сформировать понимание и напомнить персоналу перечень ключевых действий по обеспечению безопасности и охране здоровья, а именно:
- Определить и огласить план предстоящей работы.
- Распределить зоны ответственности при учете компетенции специалистов.
- Обеспечить работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
- Освежить знания о понятиях «пункт эвакуации» и «пункт сбора», определив для этого точные места.
- Уточнить места размещения средств, используемых для устранения нефтяных разливов, а также расположение комплектов ЛАРН (ликвидации аварийных разливов нефти).
- Передать информацию в спецслужбы (МЧС) о случившейся аварии.
Шаг 3. Оценка масштабов нефтяного загрязнения и класса его опасности
Чтобы предпринять максимально эффективные действия, важно грамотно оценить масштабы случившейся ситуации (самостоятельные попытки устранения масштабного разлива или вызов МЧС при небольших территориальных поражениях нецелесообразны).
Существует некая градация разливов по которой определяется необходимое количество задействованных сил:
- локальный (до 100 т) – все работы реализуются проинструктированными работниками предприятия;
- муниципальный (100 – 500 т) – к работе привлекаются как силы предприятия, так и организации, реализующие деятельность под общим руководством МЧС;
- территориальный (500 – 1000 т) – к работе по ликвидации аварии привлекаются как силы предприятия, так и организации, реализующие деятельность под общим руководством МЧС;
- региональный (1000-5000 т) – ЧС ликвидируется под руководством МЧС или объединенного командования Межведомственной комиссии по ЧС;
- разлив федерального (более 5000 т) – ЧС ликвидируется под руководством МЧС или объединенного командования Межведомственной комиссии по ЧС.
Таким образом, для сокращения времени, затрачиваемого на ликвидацию аварийного разлива нефти и его последствий, а также в целях повышении эффективности предпринимаемых действий важно действовать в соответствии с общеустановленным планом действий.