Льял или льяло – это водосток в трюме между междонными стальными листами и наружной обшивкой судна в его осадочной части. Какую опасность несут льяльные воды, объясняет Лессорб

Понятие льяльных вод относится исключительно к эксплуатации судов любого назначения. Льял или льяло – это водосток в трюме между междонными стальными листами и наружной обшивкой судна в его осадочной части. Именно туда стекает конденсат, попадающая снаружи морская, отработанная при обслуживании судовых установок техническая вода, а также отработка после промывки трюмов. 

Откуда берутся льяльные воды?

Они на всех судах любого водоизмещения и назначения. Наибольший их объем и максимальная загрязненность у сухогрузов, нефтяных танкеров и военных судов.

В их составе:

  • Конденсат от судовых установок, использующих дизтопливо, масла и смазки;
  • Отработанная техническая вода вперемешку с нефтепродуктами;
  • Остатки дизельного топлива, смазки, гидравлической жидкости, присадок, СМС и прочей химии.

Все это накапливается и требует утилизации. Но, сделать это не так просто. Положения международной конвенции МАРПОЛ 73/78 категорически запрещают сброс загрязненных нефтью льяльных вод в открытое море. Допустимое количество нефтесодержащих примесей – 15 мг/л. При этих параметрах можно опорожнять трюм в море, при более высоких показателях – нет.

Какую опасность несут льяльные воды?

У современной отработки многокомпонентный состав. Еще лет 30 назад в него входила только техническая вода и остатки дизельного топлива. Сегодня к нему добавилось много химии. Объем и состав льяльных вод напрямую зависит от следующих факторов:

  • Тип судна и его состояние;
  • Используемые энергетические установки;
  • Особенности двигателя;
  • Регламент и качество техобслуживания.

Наиболее губительными для морской флоры, фауны и человека являются следующие примеси.

Нефть и продукты ее переработки

Загрязнение нефтью и продуктами ее переработки считается одним из самых опасных, несмотря на их слабую токсичность. Она присутствует в льяльных водах в виде капель и эмульсии. Капли от 0,01 мм и более считаются крупными, они всплывают на поверхность, образуя нефтяную пленку. Элементы эмульсии обладают размером в 40-50 нм и не всплывают. Они перемешиваются с водой в более глубоких ее слоях, что усложняет ее очистку.

На долю нефтесодержащих эмульсий приходится до 35% всех нефтяных загрязнений мирового океана. Учитывая, что ежегодно в него попадают десятки миллионов тонн нефтесодержащих стоков, то на долю трудно удаляемых эмульсий приходится около 3-5 млн. т. Добавьте сюда еще пару тонн, попадающих в море с речной водой. Толщина нефтяной пленки из крупных, всплывших на поверхность капель, может достигать нескольких сантиметров. Как раз этот слой является наиболее обитаемым.

Опасность нефтяной пленки и эмульсии для мирового океана чревато следующим:

  • Нарушением газо-, энерго- и теплообмена: нефтяная пленка блокирует нормальный обмен веществ, в том числе кислородный, меняет состав воды и снижает проницаемость солнечных лучей;
  • Гибелью морских и океанских обитателей из-за недостатка кислорода в воде и отсутствия планктона;
  • Фатальными изменениями в их органах, тканях и появлением мутаций;
  • Гибелью птиц, чьи перья при посадке на воду пачкаются нефтью, в результате чего они теряют способность к полету;
  • Снижением способности морской воды отражать солнечную радиацию.

Избежать катастрофичных последствий позволяет правильная и своевременная утилизация льяльных вод и устранение разливов нефти.

До 4% поверхности Атлантического океана покрыто нефтяной пленкой. Это следствие не только аварий, но и интенсивного движения судов в Атлантике, регулярно сбрасывающих льяльные воды. Последние содержат не только нефтепродукты, но также пестициды, соли и окиси тяжелых металлов.

Химикаты

Особо опасными для мирового океана является трибутилоловохлорид и пестициды: альдрин, дильдрин, эндрин. Первый входит в состав краски, используемой для покраски кораблей. Пестициды накапливаются в тканях живых организмов, водорослях, планктоне, постепенно отравляя их.

Тяжелые металлы

Наибольшую опасность представляют соли, окиси и прочие соединения свинца, хрома, олова, кадмия, меди, мышьяка, никеля.

Ежегодно в воды Мирового океана попадает не менее 650 тыс. т свинца, а содержание олова уже несколько лет подряд втрое превышает допустимую норму.

Радиоактивные отходы

В воду они попадают с льяльными водами военных судов с ядерными реакторами и сухогрузов, перевозящих контейнеры с опасными отходами, в результате непосредственного сбрасывания последних и после под- и надводных ядерных испытаний.

По состоянию на 2015 год, содержание опасных радиоактивных веществ в Мировом океане в 30 раз превышало объем выбросов после Чернобыльской аварии, чему поспособствовала авария на Фукусима-1 в 2011 году.

Ртуть

Это один из самых опасных элементов, отравляющих всю биосферу. Попав в воду, он накапливается в тканях морских обитателей, в том числе промысловых рыб и морепродуктов. Ртуть попадает в воду преимущественно с ядовитыми отходами. Но, при их транспортировке возможны утечки и попадание в льяльные воды.

Тепловые выбросы

Сброс отработанной технической воды с температурой, существенно превышающей средние значения Мирового океана, приводит к термическому и биологическому дисбалансу. На судне источником теплой отработки является атомный реактор, тепловые электростанции. Такими установками снабжены ледоколы, атомоходы, военные и исследовательские суда, крупные сухогрузы. Сброс теплой воды сказывается на нересте рыб и состоянии планктона.

При +26-30 жизнедеятельность многих морских обитателей замирает, а при +34 они могут погибнуть.

Анализ льяльных вод на содержание нефтепродуктов проводится только в аккредитованных лабораториях, обладающих Свидетельством Российского Морского Регистра судоходства.

Как утилизируют льяльные воды?

В морском судоходстве действует свой суточный норматив накопления нефтесодержащих вод, который зависит от водоизмещения судна. В речном применяются свои нормативы, привязанные к мощности главного двигателя. Такая привязка обусловлена тем, что от мощности двигателя зависит расход топлива. Последний влияет на объем и состав льяльных вод.

Экипаж постоянно следит за уровнем стоков и регулярно откачивает, перегоняя их в специальные герметичные резервуары или прямо за борт. Первый вариант предусмотрен для особо опасных загрязнений, не подлежащих сбросу в море, второй используется маломерными гражданскими судами с минимальным уровнем загрязненности. В любом случае льяльные воды представляют собой серьезную опасность для морской флоры и фауны.

Особенности утилизации

Утилизация льяльных вод производится прямо на борту, на морской платформе или в специальном береговом комплексе. Этот процесс предусматривает следующие этапы:

1. Грубая фильтрация;

2. Двухэтапное отстаивание;

3. Прогон через абсорбционный фильтр;

4. Обработка импульсным электрофлотатором;

5. Прогон через фильтр насыщения. 

На первых двух этапах отделяют нефтепродукты, которые собирают в отдельные емкости. Далее тестируют оставшуюся воду. Если ее качество позволяет ее слив в море, то так и поступают. Если после первых двух этапов очистки качество льяльных вод все еще неудовлетворительно для сброса в море, то ее откачивают из очистной системы и подают на повторное отстаивание – запускается дополнительная процедура удаления нефтепродуктов.

Трудности очистки

Отделить нефть от воды не просто. Основная ее масса сосредоточена в верхнем слое – это около 5% от общей его толщины. Плотность нефтепродуктов в нем составляет около 35г/л, чем глубже, тем их концентрация ниже.

По сравнению с удалением пленки, очищать воду от нефтяной эмульсии намного сложнее. Выловить нерастворимые частицы нефти и ПАВов не просто – они не позволяют качественно очистить воду до нормативных значений для ее безопасного сброса в море.

Ответственность за слив не очищенных стоков

Согласно международным правилам каждое судно обязано иметь технические средства защиты, емкости для сбора отходов и/или их очистки. Соблюдение этого правила подтверждается наличием Международного свидетельства, выданного Морским регистром судоходства. Ежегодно должно проводиться освидетельствование фильтрующего и очистительного оборудования.

Приобретение и использование оборудования для очистки льяльных вод, предусмотренного МК 73/78, - это серьезная статья затрат. Крупные судоходные компании соблюдают это требование, а не большие в целях экономии прибегают к противозаконным действиям, просто сливая стоки в море. За это предусмотрена серьезная ответственность.

В США в 2019 году инженера, обвиненного в сливе неочищенных льяльных вод, приговорили к 31 году заключения.

Какое оборудование необходимо для очистки льяльных вод

Положениями вышеупомянутой МК для предотвращения загрязнения Мирового океана не очищенными льяльными водами рекомендовано использование следующего оборудования.

  • Нефтеочистные фильтрационные станции;
  • Сборные цистерны и танки (для судов, работающих в 12-мильной прибрежной зоне и особых районах);
  • Устройства для автоматического блокирования сброса неочищенных или недостаточно очищенных стоков;
  • Сепарационные станции для высококачественной очистки от нефти. 

Недостаточно очищенной считается вода с плотностью нефтепродуктов свыше 15 мг/л и выше. Суда, использующие накопительные емкости, перегоняют в них льяльные воды и хранят до окончания рейса. Далее герметично запечатанные цистерны передают в приемные пункты в порту.

Какую воду можно сбрасывать за борт?

В соответствии с МАРПОЛ 73/78 можно сбрасывать за борт льяльные воды, очищенные до уровня содержания нефтепродуктов до 15 мг/л. Эта норма не касается правил, действующих для внутренних водоемов. Здесь каждое государство устанавливает свои нормативы. Главное, чтобы стоки, попадающие в итоге в Мировой океан, соответствовали требованиям Международной конвенции. Обычно внутригосударственные требования выше, чем международные нормы. Так, в большинстве государств запрещен сброс во внутренние воды трюмных вод, концентрация нефтяных примесей в которых выше 10 мг/л для самоходных судов и не более 5 мг/л для спецтранспорта.

Охрана внутренних водоемов и вод Мирового океана складывается из комплекса мероприятий, затрагивающих экономику, здравоохранение, техническую и технологическую безопасность, заботу о животном и растительном мире и окружающей среды в целом.

Возврат к списку