ЛАРН (ликвидация аварийных разливов нефти; англ. OSR – Oil spill response) – это совокупность последовательных действий, нацеленных на сведение рисков нанесения вреда экологической обстановке региона, где произошел аварийный нефтяной разлив, к минимуму.

Общие сведения

Развитие нефтегазовой отрасли сопровождается повышенными рисками аварийных нефтяных разливов, влекущими за собой загрязнение вод различных акваторий (бассейны рек, моря, океаны).

Нефть и производные от нее продукты относятся к числу высокотоксичных веществ, угрожающих экологической обстановке, что обусловлено содержанием большого количества, как тяжелых, так и летучих углеводородов. Все это говорит о том, что аварийные разливы жидкостей этого типа – одна из наиболее сложных задач по сохранению экологической безопасности планеты.

Цели ЛАРН

Реализация ЛАРН предполагает ограничение границ нефтяного пятна, которое реализуется в целях снижения и полного исключения рисков его распространения.

Ключевая цель операции – рационально продуманный, четко рассчитанный сбор загрязнения, что предполагает:

  • локализацию нефтяного пятна;
  • сдерживание границ загрязнения для предотвращения дальнейшего распространения;
  • постепенное устранение, откачка и формирование временного хранения собранного вещества в специально организованном месте.

Перечень необходимых мероприятий формируется индивидуально, под конкретные обстоятельства ситуации.

Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС)

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» выделяют несколько видов ЧС по объему и площади загрязнения на поверхности внутренних пресноводных водоемов:

  1. Локального значения – до 100 т.
  2. Муниципального значения – от 100 т до 500 т в рамках территорий административной границы муниципалитета, либо до 100 т за границами объекта.
  3. Территориального значения – от 500 т до 1000 т в пределах субъектов РФ или 100-500 т, выходящие за пределы границы.
  4. Регионального значения – от 1000 т до 5000 т, либо от 500т до 1000 т за пределами границы.
  5. Федерального значения – свыше 5000 т, либо любой объем, выходящий на зарубежные территории.

На морской поверхности выделяют следующие разливы:

  1. Локального значения – до 500 т.
  2. Регионального значения – от 500 до 5000 т.
  3. Федерального значения – более 5000 т.

Планирование операции ЛАРН

Процесс ЛАРН прорабатываются на каждом предприятии нефтегазовой промышленности, особенно в ситуациях, когда имеются риски возникновения ЧС рассматриваемого типа на поверхности различных акваторий.

Цели планирования

Планирование, отработка действий и приобретение базового набора оборудования обеспечивает возможность:

  • эффективного снижения рисков возникновения ЧС;
  • поддержки оптимального уровня подготовки к ликвидации последствий внештатной ситуации, а также обеспечения должного уровня безопасности;
  • минимизация ущерба и потерь при возникновении ЧС.

Сценарии ЛАРН тщательно прописываются в официальной документации с указанием ответственных лиц и пр. важной информации.

Задачи ЛАРН

В числе ключевых задач по предупреждению и ЛАРН следует выделить:

  1. Обоснование вероятности ЧС и ее последствий.
  2. Установление перечня необходимых мер, сформированных при учете:
    • актуальной информации по состоянию вероятных источников возникновения ЧС;
    • особенностей региона.
  3. Системный мониторинг экологического состояния на территории объекта с повышенными рисками ЧС.
  4. Проработка и выявление алгоритма взаимодействия со сторонними организациями, управленческими системами при ЛАРН.
  5. Определение перечня всего необходимом при ЛАРН, в частности:
    • подразделения спасательных бригад;
    • спецтехника, снаряжение и особые материалы;
    • периодичность аттестаций в согласованном порядке.
  6. Составление систематики учебных занятий и тренировок, а также прочих мероприятий, направленных на обеспечение профподготовки.
  7. Непосредственное планирование ЛАРН.

Технологии

Степень сложности поставленной проблемы, а также усмотрение командующих спасательными отрядами лиц и ответственных за организацию ЛАРН при ЧС, определяет какие именно технологии будут применяться на территории нефтяного разлива. Среди доступных к применению сегодня стоит выделить:

  • механический сбор – эффективное решение, применяемое исключительно в течение нескольких часов с момента случившейся аварии;
  • термическая обработка территории – предполагает выжигание разлитого нефтяного пятна;
  • физико-химическое решение – совокупное применение диспергентов и сорбентов, только при малой толщине нефтяной прослойки, когда ЧС угрожает экологической обстановки особо уязвимых территорий;
  • обработка диспергентами – вариант оперативного расщепления загрязнения с целью предотвращения его распространения, влекущий за собой пагубное влияние на состояние природы;
  • биологическое воздействие – выступает завершающим этапом механического и физико-химического метода воздействия при высоте пленки нефтяного загрязнения от 0,1 мм. В процессе реализации применяются группы микроорганизмов и препараты, способствующие расщеплению, разложению нефти.

Средства реализации ЛАРН

При постановке целей и задач ЛАРН определяются средства, которые могут потребоваться при реализации работ в случае ЧС. В их числе:

  • нефтесборочное оборудование специализированного типа (скиммеры, резервуары и пр.);
  • сорбирующие материалы (боновые заграждения, салфетки, маты и пр.);
  • препараты биологического типа, позволяющие ликвидировать последствия ЧС.

Особо важное значение в процессе ЛАРН занимают боновые заграждения (БЗ). Рассмотрим особенности их конструкционного решения, функции и применение более детально.

Конструкция БЗ

Вне зависимости от типа БЗ, все изделия имеют оптимально схожее конструкционное решение, что предполагает наличие следующих элементов:

  • поплавковая часть, отвечающая за показатели плавучести БЗ;
  • надводная часть, обеспечивающая исключение вероятности распространения нефтяного пятна за границы конструкции;
  • подводная часть или юбка, отвечающая за сохранность нефтепродуктов и препятствие ее подныривания под боны;
  • груз или балласт, создающий все необходимые условия для стабильно вертикального положения конструкции;
  • тяговые канаты/трос, сохраняющие конфигурацию и возможность буксировки отработанных БЗ по водной поверхности;
  • замки соединительного типа ASTM с помощью которых секции БЗ герметично крепятся друг к другу;
  • буксировочное устройство.

Функции боновых заграждений

В числе ключевых средств ликвидации последствий ЧС при нефтяном разливе следует выделить заградительные боны. Их применение обеспечивает:

  • эффективное предотвращение растекания нефтяного пятна по поверхности акватории;
  • сокращение концентрации нефтепродукта в водоеме с целью облегчения процесса ликвидации;
  • отвод (траление) нефтяного пятна до места его безопасного сбора.

Классификация бонов

Всего принято выделять III класса БЗ:

I – используется в целях сдерживания загрязнения на территории защищенной акватории (река и водоемы);

II – применяется на территории прибрежной зоны с целью перегораживания входа/выхода из заводи, порта и пр.;

III – предназначен для реализации работ на водоемах открытого типа.

В соответствии с конструкционным решением и ключевым назначением БЗ выделяют несколько типов изделий:

  • самонадувные – отличаются оперативностью приведения в эксплуатационное состояние;
  • тяжелые надувные – применяются в целях ограждения плавучего средства при его заправке/ремонте;
  • отклоняющиеся – обеспечивают качественную защиту береговой линии, а также помогают ограничить территории последствий ЧС;
  • несгораемые – активно применяются при сжигании загрязняющего пятна на поверхности акватории;
  • сорбционные – позволяют совместить процесс очищения воды от нефти и нефтепродуктов.

Краткий обзор вспомогательного оборудования, допустимого к использованию при ЛАРН

Кроме БЗ в процессе ЛАРН применяются прочие виды специализированного оборудования, в частности:

  • нефтесборщики или скиммеры, собирающие пленку нефтяного пятна с водной поверхности;
  • нефтесборные системы (НСС) – реализуют сбор загрязнения с поверхности морской воды в процессе движения нефтесборных плавательных средств;
  • специализированные суда (нефтесборщики, бонопостановщики, самоходные суда, ледоколы).

Подводя итоги можно сказать, что ЛАРН – это совокупность мероприятий, нацеленных на оперативное устранение последствий ЧС. При их планировании не только прорабатываются вероятные сценарии развития событий, но еще и ведется расчет требуемого персонала и специализированной техники.

Возврат к списку