ЛАРН (ликвидация аварийных разливов нефти; англ. OSR – Oil spill response) – это совокупность последовательных действий, нацеленных на сведение рисков нанесения вреда экологической обстановке региона, где произошел аварийный нефтяной разлив, к минимуму.
Общие сведения
Развитие нефтегазовой отрасли сопровождается повышенными рисками аварийных нефтяных разливов, влекущими за собой загрязнение вод различных акваторий (бассейны рек, моря, океаны).
Нефть и производные от нее продукты относятся к числу высокотоксичных веществ, угрожающих экологической обстановке, что обусловлено содержанием большого количества, как тяжелых, так и летучих углеводородов. Все это говорит о том, что аварийные разливы жидкостей этого типа – одна из наиболее сложных задач по сохранению экологической безопасности планеты.
Цели ЛАРН
Реализация ЛАРН предполагает ограничение границ нефтяного пятна, которое реализуется в целях снижения и полного исключения рисков его распространения.
Ключевая цель операции – рационально продуманный, четко рассчитанный сбор загрязнения, что предполагает:
- локализацию нефтяного пятна;
- сдерживание границ загрязнения для предотвращения дальнейшего распространения;
- постепенное устранение, откачка и формирование временного хранения собранного вещества в специально организованном месте.
Перечень необходимых мероприятий формируется индивидуально, под конкретные обстоятельства ситуации.
Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС)
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» выделяют несколько видов ЧС по объему и площади загрязнения на поверхности внутренних пресноводных водоемов:
- Локального значения – до 100 т.
- Муниципального значения – от 100 т до 500 т в рамках территорий административной границы муниципалитета, либо до 100 т за границами объекта.
- Территориального значения – от 500 т до 1000 т в пределах субъектов РФ или 100-500 т, выходящие за пределы границы.
- Регионального значения – от 1000 т до 5000 т, либо от 500т до 1000 т за пределами границы.
- Федерального значения – свыше 5000 т, либо любой объем, выходящий на зарубежные территории.
На морской поверхности выделяют следующие разливы:
- Локального значения – до 500 т.
- Регионального значения – от 500 до 5000 т.
- Федерального значения – более 5000 т.
Планирование операции ЛАРН
Процесс ЛАРН прорабатываются на каждом предприятии нефтегазовой промышленности, особенно в ситуациях, когда имеются риски возникновения ЧС рассматриваемого типа на поверхности различных акваторий.
Цели планирования
Планирование, отработка действий и приобретение базового набора оборудования обеспечивает возможность:
- эффективного снижения рисков возникновения ЧС;
- поддержки оптимального уровня подготовки к ликвидации последствий внештатной ситуации, а также обеспечения должного уровня безопасности;
- минимизация ущерба и потерь при возникновении ЧС.
Сценарии ЛАРН тщательно прописываются в официальной документации с указанием ответственных лиц и пр. важной информации.
Задачи ЛАРН
В числе ключевых задач по предупреждению и ЛАРН следует выделить:
- Обоснование вероятности ЧС и ее последствий.
- Установление перечня необходимых мер, сформированных при учете:
- актуальной информации по состоянию вероятных источников возникновения ЧС;
- особенностей региона.
- Системный мониторинг экологического состояния на территории объекта с повышенными рисками ЧС.
- Проработка и выявление алгоритма взаимодействия со сторонними организациями, управленческими системами при ЛАРН.
- Определение перечня всего необходимом при ЛАРН, в частности:
- подразделения спасательных бригад;
- спецтехника, снаряжение и особые материалы;
- периодичность аттестаций в согласованном порядке.
- Составление систематики учебных занятий и тренировок, а также прочих мероприятий, направленных на обеспечение профподготовки.
- Непосредственное планирование ЛАРН.
Технологии
Степень сложности поставленной проблемы, а также усмотрение командующих спасательными отрядами лиц и ответственных за организацию ЛАРН при ЧС, определяет какие именно технологии будут применяться на территории нефтяного разлива. Среди доступных к применению сегодня стоит выделить:
- механический сбор – эффективное решение, применяемое исключительно в течение нескольких часов с момента случившейся аварии;
- термическая обработка территории – предполагает выжигание разлитого нефтяного пятна;
- физико-химическое решение – совокупное применение диспергентов и сорбентов, только при малой толщине нефтяной прослойки, когда ЧС угрожает экологической обстановки особо уязвимых территорий;
- обработка диспергентами – вариант оперативного расщепления загрязнения с целью предотвращения его распространения, влекущий за собой пагубное влияние на состояние природы;
- биологическое воздействие – выступает завершающим этапом механического и физико-химического метода воздействия при высоте пленки нефтяного загрязнения от 0,1 мм. В процессе реализации применяются группы микроорганизмов и препараты, способствующие расщеплению, разложению нефти.
Средства реализации ЛАРН
При постановке целей и задач ЛАРН определяются средства, которые могут потребоваться при реализации работ в случае ЧС. В их числе:
- нефтесборочное оборудование специализированного типа (скиммеры, резервуары и пр.);
- сорбирующие материалы (боновые заграждения, салфетки, маты и пр.);
- препараты биологического типа, позволяющие ликвидировать последствия ЧС.
Особо важное значение в процессе ЛАРН занимают боновые заграждения (БЗ). Рассмотрим особенности их конструкционного решения, функции и применение более детально.
Конструкция БЗ
Вне зависимости от типа БЗ, все изделия имеют оптимально схожее конструкционное решение, что предполагает наличие следующих элементов:
- поплавковая часть, отвечающая за показатели плавучести БЗ;
- надводная часть, обеспечивающая исключение вероятности распространения нефтяного пятна за границы конструкции;
- подводная часть или юбка, отвечающая за сохранность нефтепродуктов и препятствие ее подныривания под боны;
- груз или балласт, создающий все необходимые условия для стабильно вертикального положения конструкции;
- тяговые канаты/трос, сохраняющие конфигурацию и возможность буксировки отработанных БЗ по водной поверхности;
- замки соединительного типа ASTM с помощью которых секции БЗ герметично крепятся друг к другу;
- буксировочное устройство.
Функции боновых заграждений
В числе ключевых средств ликвидации последствий ЧС при нефтяном разливе следует выделить заградительные боны. Их применение обеспечивает:
- эффективное предотвращение растекания нефтяного пятна по поверхности акватории;
- сокращение концентрации нефтепродукта в водоеме с целью облегчения процесса ликвидации;
- отвод (траление) нефтяного пятна до места его безопасного сбора.
Классификация бонов
Всего принято выделять III класса БЗ:
I – используется в целях сдерживания загрязнения на территории защищенной акватории (река и водоемы);
II – применяется на территории прибрежной зоны с целью перегораживания входа/выхода из заводи, порта и пр.;
III – предназначен для реализации работ на водоемах открытого типа.
В соответствии с конструкционным решением и ключевым назначением БЗ выделяют несколько типов изделий:
- самонадувные – отличаются оперативностью приведения в эксплуатационное состояние;
- тяжелые надувные – применяются в целях ограждения плавучего средства при его заправке/ремонте;
- отклоняющиеся – обеспечивают качественную защиту береговой линии, а также помогают ограничить территории последствий ЧС;
- несгораемые – активно применяются при сжигании загрязняющего пятна на поверхности акватории;
- сорбционные – позволяют совместить процесс очищения воды от нефти и нефтепродуктов.
Краткий обзор вспомогательного оборудования, допустимого к использованию при ЛАРН
Кроме БЗ в процессе ЛАРН применяются прочие виды специализированного оборудования, в частности:
- нефтесборщики или скиммеры, собирающие пленку нефтяного пятна с водной поверхности;
- нефтесборные системы (НСС) – реализуют сбор загрязнения с поверхности морской воды в процессе движения нефтесборных плавательных средств;
- специализированные суда (нефтесборщики, бонопостановщики, самоходные суда, ледоколы).
Подводя итоги можно сказать, что ЛАРН – это совокупность мероприятий, нацеленных на оперативное устранение последствий ЧС. При их планировании не только прорабатываются вероятные сценарии развития событий, но еще и ведется расчет требуемого персонала и специализированной техники.