Краткое описание новости в пару строк.
Reuters: Вы сумели всех нас сегодня удивить.
Алексей Миллер: Да?
Reuters: Да, мы были очень впечатлены. Мы все ожидали что-то с Юга, а получили с Севера.
Алексей Миллер: На самом деле это — наша работа. А уже ваша задача — выставлять нам оценки.
Что касается подписания меморандума по «Северному потоку — 2», то эта работа велась в течение последних нескольких лет. В ноябре 2011 года комитет акционеров Nord Stream принял решение и дал поручение изучать возможность расширения газотранспортных мощностей «Северного потока». И в течение всех этих лет — в течение 2012–2014 годов — велись предынвестиционные и предпроектные работы. Сегодня — это подписание документов фактически о начале реализации проекта.
При этом надо отметить, что подготовлен весь необходимый базовый материал для начала этой работы. Во-первых, определены техническая концепция и технические параметры проекта. Приняты решения о том, что техническая концепция третьей и четвертой ниток будет та же самая, что по первой и второй, и, соответственно, будут те же самые технические показатели — это две нитки суммарной мощностью 55 млрд куб. м газа.
Предварительно определена точка входа в Балтийское море со стороны России и точка выхода на территории Германии. Точка входа в Балтийское море будет отличаться от «Северного потока — 1». Как Вы знаете, точка входа «Северного потока — 1» — это северное побережье Финского залива в районе Приморска. Для третьей и четвертой ниток это будет Кингисеппский район Ленинградской области в районе Усть-Луги. То, что касается точки выхода на территории Германии, — она будет в районе Грайфсвальда, недалеко от точки выхода первой и второй ниток.
Соответственно, определен маршрут. В течение этого времени была проведена работа по оценке вариантов маршрута. Определен вариант, по которому сейчас начнется работа. Протяженность маршрута — 1225 км. Соответственно, маршрут пройдет по территориальным водам России и Германии, по экономическим зонам России и Германии, также затронет экономические зоны Финляндии, Дании и Швеции.
В течение этого времени подготовлен предварительный бюджет проекта: третья и четвертая нитки оценены в 9,9 млрд евро. Первую и вторую мы построили за 8,5 млрд евро. Вы знаете, что по первой и второй ниткам у нас была проведена оптимизация бюджета. Точно так же здесь мы ожидаем оптимизацию бюджета, хотя практическая работа, в конечном итоге, покажет, сколько будет стоить проект. Но, в любом случае, определенные непредвиденные расходы в этом бюджете — 9,9 млрд евро — заложены, хотя, в принципе, их может и не быть. Плюс надо понимать, что у нас есть положительный опыт по строительству газопровода по дну Балтийского моря. И мы говорим о том, что по скорости укладки превзойдем первую и вторую нитки.
Определен предварительный график реализации проекта: третья и четвертая нитки будут введены в эксплуатацию до конца 2019 года.
Предварительно также определен бюджет следующей стадии базового проектирования, и к этой стадии мы готовы будем прямо сейчас приступить.
При этом надо отметить, что акционерами проекта достигнута договоренность, что мы будем опираться на те же самые документы, которые были подготовлены для первой и второй ниток. Имеются ввиду соглашения акционеров, транспортные соглашения. Поэтому не потребуется каких-то длительных согласований, каких-то длительных переговоров для того, чтобы выйти на подготовку этих документов. Мы ожидаем, что буквально к сентябрю будет подписано Соглашение акционеров, будет создана компания для реализации проекта по третьей и четвертой ниткам.
Также определена концепция финансирования проекта. Она точно такая же, как и по первой и второй ниткам, участники проекта с этим согласны. 30% и 70% — абсолютно понятная Вам формула.
Очень важный момент: уже подготовлена предварительная тендерная документация по проведению закупок. Проведена предквалификация компаний-поставщиков, в том числе по трубам. Поэтому степень готовности очень-очень высокая.
Надо отметить, что в апреле 2014 года подкомитет акционеров компании Nord Stream AG принял решение обеспечить высокую степень готовности для предпроектной, предынвестиционной стадии проекта, чтобы оперативно перейти к реализации проекта. Собственно говоря, что сегодня и произошло.
Главным фактором того, что сегодня подписаны эти документы, является положение дел на европейском рынке. Это, в первую очередь, падающая добыча газа в Европе. И, соответственно, растущий спрос на поставки российского газа. Я не буду сейчас называть страны, Вы можете просто посмотреть статистику. При этом снижение объемов добычи — значительное. В последнее время мы встречались с нашими партнерами в Европе. Они в течение последнего времени сигнализировали о снижении объемов поставки традиционных поставщиков — тех компаний, которые добывают газ в Европе, — добыча снижается, снижается существенно. Они смотрят разные варианты, но фиксируют то, что без новых объемов поставки российского газа им просто-напросто не обойтись.
Мы видим рост спроса на российский газ прямо в текущий период времени. Мы уже приводили цифру, она Вам известна. Майский объем поставки газа на наш крупнейший рынок, на рынок номер один в Европе — в Германию (факт мая этого года к факту мая прошлого) — плюс 68%. Это, как Вы понимаете, очень значительный прирост, и в этой связи надо отметить следующее: новые мощности для третьей и четвертой ниток создаются исключительно под новые объемы российского газа. Речь не идет о каких-то транзитных объемах, о каком-то так называемом «старом» газе, речь идет о новых объемах. И этот проект — «Северный поток — 2» — не является конкурентом проекту « Турецкий поток».
Что касается меморандумов и соглашений, которые сегодня подписаны, — никакого сюрприза не произошло. В течение всего этого времени, как Вы видите, велась очень серьезная, скрупулезная работа. Она просто-напросто была не видна со стороны.
Reuters: Хорошо спрятали ее от нас. Мы любим приятные сюрпризы. Это делает нашу работу интересной.
Алексей Миллер: Эту работу вел так называемый малый офис компании Nord Stream AG. Акционеры первой стадии проекта об этой работе знали, и среди участников проекта, как Вы видите, есть компания E.ON. Что касается других участников проекта, то, в первую очередь, конечно, надо отметить, что в нем участвует компания Shell. Она сейчас приобрела компанию BG Group. Без сомнения, Shell и так является одним из лидеров мирового энергетического рынка.
Reuters: А станет абсолютным лидером по СПГ.
Алексей Миллер: По СПГ компания усиливает свои позиции. Идет укрепление их позиций в газовом секторе, в том числе укрепляется их роль на газовом рынке Европы. Поэтому их интерес к проекту «Северный поток — 2» абсолютно очевиден, поэтому они вышли с предложением принять участие в этом проекте. Shell — это очень серьезный и сильный игрок, с которым мы сегодня еще подписали ряд документов, о которых поговорим чуть позже.
Другой участник проекта — это компания OMV. Она много сделала и делает для того, чтобы Баумгартен стал одним из крупнейших газовых хабов в Европе. И это так и есть. Участие OMV в проекте не случайно, роль и место Баумгартена как газового хаба в Европе будет только возрастать благодаря участию OMV в этом проекте.
Мы ожидаем, что к нам в ближайшее время присоединится еще один участник — им, по-видимому, станет компания BASF/Wintershall.